Издательствам ->
Организация деятельности школьного пресс-центра: проектная технология в детской журналистике

Поделись с друзьями!

Детская журналистика и развитие школьного издательского дела сегодня является одним из популярных и перспективных направлений в системе дополнительного образования детей, внеурочной деятельности школы, программ воспитательной работы (социально-педагогическая /социокультурная направленность).

 В начале 2014-2015 учебного года в одной из новых школ г. Красноярска - школе №152, в рамках развития  структурного подразделения «Школа полного дня», была поставлена задача организовать деятельность детского объединения «Пресс-центр» для разработки и реализации общешкольных медиапроектов (школьная газета, школьное радио, школьное телевидение). Эту задачу на базе учреждения удалось решить в рекордно короткие сроки во многом благодаря использованию проектной технологии в детской журналистике.

Как организовать работу коллектива школьной редакции и начать выпускать качественное школьное издание? Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, разобраться, что представляет собой проектная технология и метод проектов в современной педагогической практике. На наш взгляд, наиболее понятной и применимой интерпретацией данной технологии является схема, предложенная Александром Овчинниковым – ВрИО руководителя Академии дополнительного образования г.Красноярска, в 2010-2013 г.г. заведующего лабораторией системного развития КГБОУ ДОД «Красноярский краевой дворец пионеров и школьников»,  в его on-line-портфолио (http://alkron.ru/project.htm) в разделе «Проектирование»:

 

Ключевыми понятиями здесь являются:  настоящее (факты о прошлом и настоящем с указанием источников), естественное проблемное будущее (прогноз того, что будет, если ничего не делать, с описанием будущих проблем) и желаемое будущее (образ будущего, в котором хочется жить), актуальность – проектное основание и, собственно, проект (англ. project – «брошенный вперед») –  как способ изменения будущего.

Метод проектов всегда ориентирован на:

 самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то должно быть предложено конкретное ее решение, если практическая – получен конкретный результат, готовый к внедрению.

Проекты можно классифицировать по следующим основным критериям:

1) по количеству учащихся:
а) индивидуальные
б) групповые
2)  по содержанию и привязке к учебным дисциплинам:
а) монопредметные
б) межпредметные
в) надпредметные
3) по продолжительности:
а) краткосрочные  (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя)
б) среднесрочные (от 1 до 4 недель)
в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года)

5) по характеру контактов:
а) внутриклассные
б) внутришкольные
в) региональные (край, страна)
г) международные.

Проекты неповторимы и уникальны, направлены на достижение конкретных результатов, ограничены по времени и предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. Для этого любой проект делиться на этапы: подготовка (рождение идеи и темы, постановка цели, планирование, создание нормативной базы), реализация (конкретные действия, манипуляции), завершение (презентация/применение результатов), рефлексия (анализ, оценка, определение перспектив дальнейшей реализации проекта).

Школьный пресс-центр – это первый и основной проект, который был успешно реализован в данном направлении работы. Следует особо отметить, что методологической базой данного проекта стала авторская  разработка «Стратегия развития школьного издательства» Т.В. Ковган – ведущего в г.Красноярске специалиста в области детской журналистики, журналиста и педагога, в 2014-2015г.г. главного редактора всероссийского портала школьной прессы «Стенгазета» (http://1sg.ru/).

В системе работы пресс-центра на сегодняшний день можно выделить следующие составляющие, предполагающие проектную деятельность учащихся:

- обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Журналистика»;

- издание школьной газеты «ГРАНИ»;

- формирование коллектива редакции;

- формирование фирменного стиля;

- внеучебная деятельность (конкурсы, экскурсии, практики).

Дополнительная общеразвивающая программа  «Журналистика»  рассчитана на 136 ч./ в год (для 6-11 кл.) и включает в себя также подготовительный модуль «Пробы пера» на 64ч./в год (для 5 кл.). Программа направлена на изучение основ журналистики, теории и методики журналистского мастерства, техники звучащей речи, изучение особенностей всех видов современных СМИ,  создание и выпуск школьного издания в печатном и (или) электронном формате, а также создание различных журналистских проектов, в основе которых лежит моделирование профессиональной деятельности.

К учебным проектам, реализуемым в рамках программы, можно, например, отнести создание ассоциативной модели «Журналистика» на материалах газет и журналов  (5кл.), а также ораторское выступление в конкурсе «Дар речи», защиту работ в конкурсе «Мастер своего жанра» (6-11 кл./в 2-х возрастных группах), публикации в школьной газете «ГРАНИ».

 На примере долгосрочного проекта - школьной газеты «ГРАНИ», можно более подробно рассмотреть описанные ранее проектные этапы. На подготовительном этапе коллектив учащихся под руководством педагога разрабатывал концепцию, название, девиз, дизайн, рубрикацию, осуществлял планирование выпуска (создание макета), распределял профессиональные роли в редакции. Этап реализации предполагал ежемесячный выпуск школьной газеты (сбор материала, редактирование, верстка, тираж, распространение). На завершающем этапе осуществлялась обратная связь с читателями, участие в творческих конкурсах и всесторонее продвижение издания. Этап рефлексии включал обсуждение читательских замечаний и предложений, мозговые штурмы по развитию издания (ежемесячно и по итогам года). Итоги проекта: с сентября 2014г. было издано 9 выпусков школьной газеты (тираж 75 экз.+ online-версия на сайте школы http://school152-krs.ru/ , в группе социльной сети «В_контакте» http://vk.com/club76922070,  в личном кабинете редакции на всероссийском портале школьной прессы «Стенгазета» http://1sg.ru/publishers/311/).

Успех любого проекта во многом зависит от слаженности работы и творческой атмосферы в коллективе его участников. Поэтому особое внимание было уделено формированию детского коллектива объединения «Пресс-центр», в котором поддерживаются детские проектные инициативы, самоуправление и имиджевые мероприятия («День рождения редакции», «Новый год в Пресс-центре»,  творческий конкурс «Акулы пера» по итогам года). Вдохновением для нас явилось высказывание Валерия Аграновского из его книги «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике»: «Редакция – не контора, редакция – это «живое» место, перекресток, где происходит вечное движение ног и мыслей, где набиваются в один кабинет из всех остальных, чтобы поговорить… Где идет творческое обсуждение номеров, планов и проблем с правом безнаказанно высказываться, где культивируются «мозговые атаки»…Только в такой атмосфере возможен продуктивный обмен информацией, мыслями, идеями».

Формирование фирменного стиля редакции – тоже часть проектной работы. Ведь разработка фирменных бланков с использованием логотипа «ГРАНИ», наградные документы, удостоверения юнкоров, приглашения на мероприятия, значки, сувениры и так далее – все это часть корпоративной культуры, хорошую привычку к которой можно начать прививать детям уже в школе. Это не просто красиво и стильно, это выделяет ребят в их принадлежности к определенному клубу по интересам, а также успешно рекламирует их социально-значимую деятельность.

 Обучающиеся объединения «Пресс-центр» принимают участие в школьных, районных и городских мероприятиях (КРЯКК-2014, чемпионат по настольным играм «Миплоярск-2014», конкурсы профессионального мастерства на базе МУК №4, экскурсии в СМИ (т/к «ТВК-6 канал»), творческие встречи и мастер-классы с представителями городских СМИ.  Такая активная жизненная позиция юнкоров позволяет обеспечить освещение наиболее актуальных событий и наполнить издание интересными журналистскими материалами.  Кроме того, ребята участвуют и имеют достижения в конкурсах различного уровня: городских, краевых и всероссийских. Самое значимое достижение коллектива за 2014-2015 уч.год – диплом победителя (ГРАН-ПРИ) всероссийского конкурса «Лучшая школьная газета-2015» (г.Омск, детский клуб «ТАИС», ОГУ им. Ф.М. Достоевского).  Бесценным опытом проектной работы стало для нас и участие в финале краевого конкурса социальных инициатив «Мой край - мое дело». 450 школьников Красноярского края представили экспертам более 90 социально значимых проектов. В их числе были проекты и нашей школы, разработанные на базе объединения «Пресс-центр»: серия социальных плакатов «Невиртуальная игра» и издательский проект «Наука на страже сибирских лесов».

Основными показателями результативности работы по организации деятельности школьного пресс-центра за 2014-2015 уч.год являются:

ежемесячный выпуск газеты и читательский интерес к ней в школьном сообществе учащихся, педагогов и родителей;  сформированный творческий детский коллектив;  продвижение в сети;  достижения в конкурсах различного уровня;  профессиональное самоопределение учащихся (выбор профиля, профессии, учебного заведения).

Исходя из имеющегося на сегодняшний день опыта и поставленных перед нами  задач, мы выделяем для себя следующие перспективы развития данного направления работы:

организация публикаций обучающихся в городских и краевых СМИ; посещение инициативной группой обучающихся всероссийского форума/ слета/ съезда юных журналистов («Волжские встречи», «Океанский медиапарад» и пр.); Проект «Школьное радио»; Проект «Школьное ТВ»; Проект «152-я Медиастудия»; сотрудничество с другими образовательными учреждениями г. Красноярска в данном направлении; организация и проведение I Городского форума школьной прессы.

 

Ацута А.И.,

педагог дополнительного образования,

МБОУ СОШ №152, г.Красноярск, 2015г.

Список литературы и источников:

 

1). Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. – Изд. «Вагриус», 1999.

2). Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова //Школьные технологии.- 2001.-№2.- с.108 - 114.

3). Ковган Т.В. «Стратегия развития школьного издания» уч.-метод. курс «Школиздат: курс молодого бойца» / http://disc.1sg.ru/ ;

4). On-line портфолио Александра Овчинникова / раздел «Проектирование» http://alkron.ru/project.htm;

5). Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

Рекомендуем также

Подведены итоги Х Фестиваля школьных СМИ Нижегородской области

Подведены итоги X Фестиваля школьных изданий Нижегородской ...
1 82 0

Большие секреты маленькой статьи

Секреты хорошей статьи
23 529 5

Регистрация школьного издательства на портале «Стенгазета»

Регистрация школьного издательства на портале «Стенгазета».
1 578 0

Комментарии


Важное дело.
Молодцы! Успехов!
Спасибо, очень полезная статья, многому учит.
или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.
-1271999999.9982