Ученикам -> Репортер на задании
С. И. Маковская: «Я не хочу проводить глобальные реформы в системе образования». Интервью с министром образования Красноярского края

Поделись с друзьями!

Пресс-конференция школьников с министром образования Красноярского края Светланой Ивановной Маковской, организованная Всероссийском сообществом школьных издательств «Стенгазета», проходила в конференц-зале краевой администрации. Ребята со всего края приехали на эту конференцию, чтобы задать свои вопросы, которые заранее прошли конкурсный отбор. Говорили о школе прошлого и школе настоящего, о предстоящей Универсиаде, об электронных учебниках и даже о том, как стать настоящим человеком. А после пресс-конференции и нам удалось задать министру несколько вопросов.

- Светлана Ивановна, в чем Вы видите преимущества и слабые стороны системы образования того периода времени, когда Вы учились в школе, по сравнению с тем, что происходит в образовании сейчас?

- Должна заметить, что сама по себе система образования достаточно консервативна. В этом ее плюс. То, что связано со знаниями, не может часто подвергаться изменениям. Поэтому то, что происходило в системе образования 15 лет назад и то, что происходит сегодня, не сильно отличаются. Недостатки этих равных двух систем преимущественно связаны с процессами, которые происходили в обществе. До 90-х годов эти процессы практически мало изменялись. После 90-х общество начало сильно меняться, и, соответственно, к школе стали подходить по-другому. Школа должна была, с одной стороны, сохранить единое образовательное пространство, а с другой стороны, должна была стать более открытой, в нее должны были войти управляющие советы, и должна была появиться другая образовательная программа. После 90-х годов школа потеряла очень важный момент - воспитательную функцию. Для будущего человека важна социализация. Так ли важна нам теорема косинусов? Или важно то, какие отношения выстраиваются в образовательном учреждении? Я бы отметила потерю воспитательной функции, как отличительную черту современной системы образования. Я считаю это большим минусом. Далее, еще один момент. По большому счету, школу делают люди. Я не согласна с мнением, что у нас плохая молодежь, что раньше молодежь была лучше. Я считаю, что молодежь не очень сильно изменилась. Это мы изменились, наша память из времен нашей молодости сохранила, естественно, больше положительные моменты. И в нашей голове сохранилось только положительное представление о молодежи, но такое представление неполноценно. Сейчас молодежь интересна, но она живет в другом мире. Она живет в веке информатизации. В то время, когда я училась, единственными источниками информации для школьников были книга и учитель. В наше время книга и учитель несколько проигрывают потоку информации, которую вы получаете ото всюду. Этого нельзя не учитывать в системе образования.

- Как вы думаете, перейдет ли школа на электронные учебники? И что выгоднее: переход на электронные учебники или все-таки закупка бумажных?

- Вопрос спорный. Сегодня электронные учебники - это просто отцифрованная книга. На мой взгляд, для того, чтобы вводить в школах электронное обучение, этого недостаточно. Электронный учебник должен задавать другую форму деятельности, а не просто чтение и получение информации. Этот другой вид  деятельности должен заставлять ученика думать, размышлять, делать какие-то выводы. Плюс использование электронных приборов несет определенные риски, связанные с функциональным, физическим напряжением. В Японии, к примеру, уже давно электронное образование, но, не смотря на это, день японских учеников начинает с десятиминутного чтения книги. Бумажной книги.

- Сейчас в образовании много говориться об одаренных детях. Как можно узнать, является ребенок одаренным или нет? Есть какие-либо критерии?

- Интересный вопрос. Как определить талант ребенка? Этот вопрос в науке дискуссионный. Никто еще не придумал, как определить, это очень сложно. Но можно определить, есть ли у ребенка склонности или способности. Вот выявить эти способности и склонности можно. К примеру, у нас в Красноярском крае есть институт повышения квалификации работников физической культуры и спорта. Они разработали специальные методики,  по которым определяются способности и возможности организма к занятию спортом. То есть такие способности выявить можно. Точно так же есть ряд различных методик, где можно определить способности ребенка в художественной сфере или в интеллектуальном творчестве. Но я скажу, что особенности или талант есть у каждого. Только важно, чтобы родители или педагоги его раскрыли. Бывает, что такие способности очень скрыты и могут проявиться только во взрослой жизни. Но работать для развития этих способностей надо. Все в ваших руках.

- Возможна ли организация краткосрочных практик для школьников 9-11 классов в рамках программы профориентации. Если да, то как на них попасть?

- Сегодня такой возможности нет - на предприятия школьников не пустят. Но есть другая возможность. Мы с профессиональными учебными заведениями, которые раньше назывались училищами, а сегодня техникумами  колледжами, в прошлом году  запустили проект, по которому школьники могут прийти в техникум и попробовать себя в какой-либо профессии. Более 12-ти тысяч школьников в течение года прошли такие профессиональные пробы непосредственно на базе техникумов. Поэтому узнавайте в своих школах, в какое учреждение вы можете сходить, чтобы себя попробовать. Но пройти такие пробы на предприятиях, к сожалению, сейчас возможности нет.

- Правда ли, что к Универсиаде 2019 года будут проходить бесплатные курсы английского языка?

- Курсы будут, да. Но все равно основу надо знать, потому что там будет специальная программа, ориентированная на разговорный английский. Существует специальная дирекция по подготовке к Универсиаде, которая этими вопросами занимается. Но и мы с педагогами в том числе работаем с этой программой. Я так понимаю, что она обязательно будет реализована.

- Ученики, которые помимо общеобразовательной школы занимаются еще в художественной или музыкальной школах, часто сталкиваются с такой проблемой, что время занятий в основной школе и, к примеру, в художественной, совпадает. Есть ли какое-то решение этой проблемы?

- Это серьезная тема. Сейчас в Закон об образовании внесли такое изменение, которое касается сетевого взаимодействия. Благодаря сетевому взаимодействию общеобразовательная школа может заключить договор со школой дополнительного образования, и тогда результаты, полученные в дополнительном образовании, засчитываются в основной школе. К сожалению, сегодня режим работы обычной школы настолько сложен, что этот механизм не работает. Федерация запустила проект, хорошо, если он реализуется. Но у меня есть сомнения, что эту глобальную проблему можно решить за короткий срок. Этот проект заключается в односменности. Тогда будет возможно сделать так расписание, чтобы ребенок мог уходить с каких-то определенных занятий на другие, которые в это время будут проходить в школе дополнительного образования. Такие возможности в Законе уже есть.

- Как Вы относитесь к общественной деятельности учеников внутри школы?

- Положительно. Общественное движение точно должно быть. В свое время были пионерские и комсомольские организации, это были мощные, серьезные общественные организации, которые в том числе несли и определенные воспитательные функции. Они вырабатывали в детях самостоятельность, ответственность за принимаемые решения. Сегодня тоже в ряде школ есть очень интересные общественные детские объединения. У этих общественных объединений должна быть не столько образовательная функция, а, скорее, воспитательная, связанная с формированием каких-то определенных социальных умений: умение работать в коллективе, умение отстаивать свою точку зрения, сопереживать, решать общие проблемы. То есть детская общественная организация в школе точно должна быть. Благодаря общественной работе вы формируете навыки, которые вам понадобятся в жизни.

- Светлана Ивановна, скажите, как стать настоящим человеком?

- Очень интересный и нравственный вопрос. Первое что пришло мне в голову - это произведение «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Эта книга была написана сразу после войны, она рассказывает об истории героического поступка летчика-истребителя. Почему я вспомнила эту книгу? Этот вопрос возвращает нас к другому вопросу, чем отличается наша современная школа от той, в которой я училась. Я это произведение изучала вшкольной программе, и это было одно из основных морально-нравственных произведений, которые дети проходили в школе. Если отвечать на этот вопрос, вспоминая эту книгу, то я бы ответила, что настоящий человек – это тот, с которым я бы пошла в разведку. Потому что он не предаст, он поддержит в трудную минуту, он найдет выход из сложившейся ситуации, он поделится последним куском хлеба, он действительно будет настоящим  человеком, который меня не подведет. Конечно, время изменилось, и жизнь изменилась, и дети другие, и общество другое. Какой смысл мы вкладываем в современное понятие «настоящего человека»? Здесь вспоминается второе произведение - «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Там есть знаменитая фраза профессора Преображенского о том, что научиться говорить - не значит стать человеком. Для того, чтобы стать человеком, еще нужны определенные нравственные качества. Это его отношение к жизни, его честность, его доброта. Относитесь к людям так же, как хотите, чтобы относились к вам, тогда вокруг будут настоящие люди.

-Светлана Ивановна, чем Вы хотели бы запомниться как министр образования Красноярского края? Каких успехов Вы бы хотели добиться на этом посту?

- Я не очень публичный человек, мало даю комментариев прессе. Сложно сказать, чем я хотела бы запомниться. Но я точно не хотела бы запомниться какими-нибудь реформами. Я точно не хочу проводить глобальные реформы в системе образования. Хочу запомниться чем-то положительным, достигнутыми результатами в работе. Но опять-таки, любой результат – это не только мой результат. Нельзя рассматривать министра как человека, от которого все зависит. Это большая команда, даже, можно сказать, команда всего правительства Красноярского края. Например, главный результат прошлого года - мы построили 27 детских садов. Никогда за существование системы образования, даже в советское время, в год не строили столько  детских садов. Колоссальная работа проведена. И не просто построены детские сады, туда набрали педагогические кадры, подготовили эти кадры. Можно сказать, мы решили проблему доступности дошкольного образования. Не могу сказать, что это мое достижение. Это достижение огромного коллектива: строителей, преподавателей, родителей, - огромного количества людей, которые вышли на этот результат.

Дарина Пригарина, «Шестой квартал»

 

Рекомендуем также

Здесь всё моё, родное и святое…

Исторически сложилось так, что территорию, на которой ...
16 429 1

Молодежное правительство

Подводя итог двухлетней работы Молодежного правительства, я ...
11 353 2

#Профориентация: Робосиб - 2015. Эксперимент

Мы решил в новогоднем номере оставить рубрику ...
15 410 4

Комментарии


или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.
-1271999999.9973