Ученикам -> Герой дня
Педагог с Большой буквы

Поделись с друзьями!

"Чувствую, во мне сосредотачиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и свет этот будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье".

  Януш Корчак (Генрик Гольдшмит)

 

Действительно, этот талантливый человек нашел свою цель в жизни и независимо от выпавших на его долю испытаний обрел настоящее счастье. Речь идёт о Генрике Гольдшмите.

Генрик лишился отца в возрасте двенадцати лет. Понимая, что он является единственным человеком, способным помочь сестре получить высшее образование, Генрик Гольдшмит устраивается гувернером в богатые семьи, начинает подрабатывать репетитором. Но скоро он сменит профессию и станет врачом, займётся лечением детей. Именно работе с детьми Гольдшмит решает посвятить свою жизнь, станет известен миру под под псевдонимом Януш Корчак.

Януш Корчак не просто помогал детям справиться с болезнями, а лечил их души. Он говорил много лет спустя: «Больница показала мне, как достойно, зрело и мудро умеет умирать ребенок». Он по-своему  воспринимал детскую психологию и обращался с детьми, как с равными себе.

Януш Корчак был одним из первых специалистов, кто попытался встать на место детей, разобраться в их психологии, понять  мотивы их поступков. Он не смотрел на них свысока, а всегда был готов пойти на уступки, найти компромисс, тем самым доказывал ребенку, что он — это уже личность, пусть и недостаточно сформировавшаяся, но тем не менее. Его воззрения на педагогику: «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта».  Проблемы детей и детства он рассматривал как особые этапы, которые проходил когда-то каждый человек.

Особенно ярко проявился талант, а по-другому назвать нельзя — именно талант, Генрика, когда он работал в «Доме Сирот» с детьми еврейского происхождения. Общеизвестный факт: работа с детьми-сиротами вдвойне, а то и втройне сложней любой другой. Корчак настойчиво требовал признать ценность личности ребенка, право на индивидуальность. Он придумывает различные развлечения, организует праздники, чтобы приобщить детей не к тому миру, под которым понимают жестокость, предательство, обман, а к другому — светлому, красивому. Генрик старается воспитать в детях стремление к самосознанию, самоконтролю и самосовершенствованию. Корчак не устает повторять: «Детство - фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок - это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач».

В те годы было особенно трудно радоваться жизни. Но благодаря Генрику дети-сироты смогли по-новому посмотреть на жизнь. Они были просто счастливы.

Впервые в истории педагогической практики врач создает выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Главными задачами детского сейма и товарищеского суда стало не принуждение, а воспитание самосознания. Превыше всего ценились способность размышлять, умение относиться к себе критически. Совсем как со взрослыми общался Корчак с сиротами. Этот суд многому научил и самого Генрика.

Отдавшись своей профессии, он не обзавёлся собственной семьёй. Возможно, сиротские дети давали ему гораздо больше, чем могла дать ему семья. Эти дети были его жизнью, он вкладывал в них всё, что мог, полностью забывая про себя и про свои потребности. Однозначно, это педагогический талант, писательский талант и, конечно, талант в изучении детской психологии.

Во время Второй мировой войны Польша была оккупирована немцами. У Генрика появилась возможность выехать из страны, оказаться вдали от кошмаров войны и гнета. Каким нужно быть человеком, чтобы захотеть пожертвовать собой? Героем с большой буквы. Его настолько беспокоила судьба детей, что он не смог покинуть их. Корчак возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. Он добывал еду и медикаменты для детей. В тот период Генрик с помогал детским душам избавляться от конформизма и эгоцентризма, воспитывал самостоятельность и чувство собственного достоинства.

«Вы ошибаетесь, вы ошибаетесь! Дети прежде всего!», - эти слова Генрик крикнул немецкому коменданту, следившему за погрузкой детей в поезд, который направлялся в концлагерь. Он искренне верил, что дети — это будущее всего мира.

Хочется отметить, что сегодня крайне сложно встретить такого человека. Это был уникальный человек, достойный восхищения. В наше время общество часто обсуждает проблемы детства. В основе решения - методы воспитания. Существует несколько методик, но как показывает практика, не все они не справляются со своей задачей. Молодым педагогам стоит сделать настольной книгой труды Януша Корчака.

Алиса Суркова

Рекомендуем также

Боль тех лет

Война, так или иначе, коснулась всех. Человеком ...
7 363 3

Удивительный гость

В сентябре 2015 года нашу школу посетил заместитель ...
10 309 2

«Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца»

Однажды мы с мамой возвращались из школы домой. Наша улица ...
10 432 3

Комментарии


или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.
-1271999999.9971