Научиться быть… читателем

Добавлено: 22/10/2012     Просмотров: 2893

Слово «дизайн» ты скорее всего слышишь по несколько раз в день, и, вероятно, у тебя сложилось впечатление, что «дизайн» — это что-то очень необычное, вызывающее и даже эпатажное. Например, что такое «дизайнерская одежда»? Сразу представляется подиум и вышагивающая по нему длинноногая модель со странным макияжем и в таком наряде, что, встреть эту девушку на улице — пожалуй, подумаешь, что Землю атаковали пришельцы из других цивилизаций. Это, конечно, тоже дизайн — но возведённый в ранг искусства. И задачи у него — «искусственные», оторванные от повседневной жизни.

Между тем над твоей школьной формой тоже работал дизайнер. И задач у него было несколько. Во-первых, в школьной форме должно быть достаточно предметов одежды — и пиджак, и жилет, и брюки (и всё это как для мальчиков, так и для девочек), хотя бы два варианта юбки (длинная и короткая) — чтобы каждый ученик мог выбрать то, что ему больше к лицу, и легко комбинировать это со своими рубашками и водолазками. Во-вторых, форма должна быть удобной — ты ведь сидишь в ней по несколько часов, а потом идёшь, например, обсуждать со своими коллегами очередной номер вашей газеты. В-третьих, она должна быть сшита из правильного материала — чтобы в одежде было комфортно, ты не замерзал или не изнывал от жары, и чтобы она выдержала минимум год ежедневного ношения.

Чтобы делать «вещи для жизни», нужно знать и уметь очень многое. Школьная газета в этом смысле мало отличается от твоей форменной одежды. Это тоже «вещь для жизни», и чтобы она была похожа на газету, а не, например, рекламную листовку, тебе нужно если и не знать и уметь всё, что с выпуском связано (ты всё-таки делаешь газету не в одиночестве), но хотя бы представлять, какой в твоём распоряжении есть арсенал «инструментов».

Твоя главная задача — чтобы твою газету читали те, кому она предназначена, а иногда и другие люди. Твои основные читатели — это то, что называется «целевой аудиторией», а «другие люди» — аудитория «добавочная». Например, ваша школьная газета делается для старшеклассников (ЦА), но они приносят её домой, где она попадает в руки родителям (ДА).

О своём читателе ты должен знать всё. И ты в этом смысле находишься в намного более выгодном положении, чем большинство редакторов «больших» газет и журналов: мало кто из них принадлежит к собственной целевой аудитории, как ты, и находится всегда в гуще событий. Но у тебя несколько другое отношение к газете, чем у твоих одноклассников — ты её делаешь. Тебе важно научиться иногда превращаться в «просто читателя». Ты видишь газету сначала в виде отдельных текстов и картинок, потом в виде промежуточных распечаток — но тебе необходимо иногда брать свою газету (лучше старые номера) и её читать. Тогда ты будешь лучше понимать то, что нужно твоей аудитории — и что-то менять в газете с тем, чтобы она становилась привлекательнее.

А когда ты поймёшь, что и как нужно делать — тебе на помощь придут знания не только о журналистике, но и о дизайне.

Возможно, ты поймёшь, что у газеты не очень удобный формат. Например, она формата А3 — а читают её в основном в автобусе по дороге из школы, где такие большие листы не очень удобно разворачивать. Возможно, ты не сможешь добиться перехода на формат А4, но ты сможешь размещать на полосах материалы так, чтобы их было удобно читать именно в таких условиях. Так что тебе понадобятся знания о размерных характеристиках газет, модульной сетке, приёмах макетирования.

Ты не можешь определиться, с чего начинать читать газету. Вроде и анонсы написаны на первой полосе, и рубрики есть — но ты никак не можешь выбрать самое интересное и вкусное. Значит, тебе надо больше знать о визуальных способах навигации и уметь расставлять акценты с помощью дизайнерских приёмов.

Читая газету, ты заметишь, что не можешь осилить её за один раз — хотя она, вроде бы, небольшого объёма. Возможно, это проблема из области редакторства — материалы слишком большие или неудачно расположены в номере, но вполне вероятно, что тебе просто неудобно читать тексты, набранные таким шрифтом. Ты отложишь газету на время в сторону, и, конечно, к ней вернёшься — ты же редактор! — а вот читатель может уже и не вернуться. Так что тебе необходимо узнать как можно больше о шрифтах и правилах работы с ними.

Ты обратишь внимание, что тебе чего-то не хватает в статье. Возможно, ради картинок пришлось пожертвовать важной частью текста? Или, наоборот, оставить текст без иллюстрации, потому что иначе он не помещался? Как редактор, обладающий дизайнерским взглядом на вещи, в следующий раз ты сделаешь правильный выбор и постараешься соблюсти баланс между визуальной и текстовой информацией.

Ты не можешь заставить себя прочесть этот маленький текст жёлтыми буквами на красном фоне. Да, на этапе вёрстки всё казалось таким красивым, ярким, цепляющим взгляд... но читать-то это невозможно! Значит, надо изучить то, что связано с цветом — его использованием в газете, правилами цветовых сочетаний и «эмоциональной» составляющей.

Как видишь, все описанные проблемы (а примеров может быть намного больше) касаются восприятия содержания, а способы их решения — дизайнерские. И с помощью дизайна мы и будем учиться их решать.

Фото: www.shutterstock.com

Понравилась статья? Посмотри другие статьи автора.

Комментарии


или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.