поисково-исследовательская работа как один из этапов патриотического воспитания на уроках истории

Поисково – исследовательская работа как один из этапов патриотического воспитания на уроках истории.

 

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

  Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане забыли  историю Отечества, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.” Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, ребята нашей школы занимаются поисково-исследовательской работой. Необходимо  растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, сельчан, на событиях из истории своего села. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. 

   Поисково - исследовательская работа по краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана по истории. При этом реализуется  проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся предложенных в качестве домашних заданий (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему.

2. Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, в нашей школе работает кружок «Поиск», где ребята занимаются также и проектной деятельностью.

3. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

4. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.

5. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся  совместно с педагогом – консультантом.

  Методика поисково – исследовательской работы проводится поэтапно:

1 этап – выбор темы, задания.

2 этап – поиск материала по заданной теме.

3 этап – выполнение задания.

4 этап – подведение итогов, обработка и оформление собранного материала.

Творческие  исследовательские задания учащиеся получают с учётом их интереса и личностно-ориентированного подхода. В результате обработки собранного материала по теме «Участники Великой Отечественной войны – наши земляки» ребятами был создан «Уголок Боевой Славы», где собраны материалы о ветеранах Великой Отечественной войны по Никольскому сельскому поселению, создан банк данных, включая названия битв и сражений в которых участвовали наши земляки. При работе над темой «История села Никольское» на основе собранного материала бала составлена краеведческая карта «Народные умельцы села», а так же создан школьный класс-музей «Русская изба». Рассказы и воспоминания живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе. Весь собранный материал широко используется на уроках.

  Включение регионального компонента в основное полное содержание предмета позволяет педагогу, опирающемуся в преподавании предмета на применение его региональной составляющей выдвигать новые цели. Это:

·        содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности при изучении местного материала;

·        становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона;

·        развитие умения получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональный компонент курса.

Особенность современного патриотического воспитания заключается в том, что растет значение регионального и местного компонентов. Основной путь воспитания достойных граждан и патриотов – это формирование нужных качеств через учебный процесс в школе, где ребенок находится большую часть времени. Усиление внимания к изучению локальной истории приведет к актуализации общеисторических знаний, будет способствовать социализации учащихся, побуждать к самостоятельным исследованиям истории села, школы, семьи и т.д. А еще краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, городе, республике, участвовать в ее развитии, социальном и культурном обновлении.

 

Поделись с друзьями!

Комментарии


или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.