Рисуйте, дети, красоту!

 «Рисуйте, дети, красоту!»

                    

         

         Впервые я познакомилась с Елизаветой Дмитриевной Перепеченко в нашей гимназии. Она  пришла к нам в класс, достала пока еще не понятные для нас схемы, таблицы,  пожелтевшие черно - белые фотографии и стала рассказывать о науке генеалогии.   Шесть лет назад  Елизавета Дмитриевна организовала в городе Дзержинский  общество Генеалогии. Как это важно, знать свою родословную. Елизавета Дмитриевна,  с гордостью, рассказала, что знает о своих предках с 17 века.

.-А  вы знаете своих родственников? Как звали вашу прабабушку? Какие черты вы взяли от своего прадедушки? – спросила  нас Елизавета  Дмитриевна.  – Не знаете? Ничего страшного, я научу вас, как найти своих   родственников. Так началась наша дружба. Елизавета Дмитриевна интересный рассказчик, с удивительным чувством юмора и задорным смехом. На одной из встречи, рассмотрев на ее блузе необычный значок, мы заинтересовались.

 - Это самый дорогой для меня знак «Общество блокадников», -  стала рассказывать  Елизавета Дмитриевна. И мы узнали…

           Родилась Елизавета Дмитриевна в Ленинграде в 1935 году. Когда ей было 8 месяцев, репрессировали ее отца  (по доносу коллеги) и семья перебралась в Пушкино, где началась сознательная жизнь девочки. Она очень хорошо помнит начало войны:  ее мама и соседки плакали.  Команда « - Всем срочно эвакуироваться» поступила неожиданно. Повезло – девочка Лиза  шести лет  и бабушка уехали на последнем поезде в Ленинград (мамы уже не было, она ушла на работу и не вернулась).

     В Ленинграде поселились на Петроградской стороне в коммуналке у дальней родственницы. А в городе уже  начались бомбежки и обстрелы. Первое время спускались в бомбоубежище, иногда приходилось проводить там целые дни напролет.  В подвале даже проходили школьные занятия. А дети помладше играли в разные игры. Несмотря на то, что было очень страшно, особенно когда взрывы были очень близко, играли в Победу – как будто «объявляли по радио: война окончена, мир заключен. Мы победили!» Представляете, это зимой-то 41 года!

    Я думаю, что в этом  подвале, при тусклом свете  горелки,  складывался такой смелый, мужественный и оптимистичный  характер  Елизаветы Дмитриевны. А она всегда подчеркивала,  - «Думаю, что в живых осталась только благодаря хорошим людям». 

    Первая блокадная зима была очень тяжелая. К весне перестали спускаться в бомбоубежище, так как просто не было сил - бабушка совсем ослабла и не вставала. И появились добрые люди в виде «бытового отряда». Это молодые девушки, обходившие квартиры, помогающие детям и старикам. Они помогли устроить  Лизу в детский сад. В садике, не смотря на блокаду. Было все, «как полагается»: и музыкальные занятия, и рисование, и прогулки, и даже праздники. «Хорошо помню елку в январе 1943 года. Елка была большая и нарядная. Нам надели какие-то кокошники, короны и мы водили хоровод и танцевали».

    А бомбежки и обстрелы продолжались. Бабушки уже не стало и Лизу определили в детский дом, где дети  просто жили: учили стихи и песни, репетировали и ставили спектакли. Воспитали, заботились, что бы мальчики и девочки  видели не только развалины, но и что-то прекрасное.  На прогулках обращали внимание детей на красоту осенних деревьев, на их отражение в реке, на старинные дома. По возвращении всем давали кисти и говорили: «Рисуйте, дети, красоту!».

      В сентябре 1943 года Лиза пошла в первый класс. Кроме портфеля с книгами приходилось носить еще и сумку с противогазом.  Лиза рано научилась читать и поэтому не вылизала из библиотеки.  Помимо учебы  занималась в различных кружках, особенно нравилось танцевать (эту любовь она пронесла через всю жизнь). 

     - Дети, - говорит Елизавета  Дмитриевна, - рассказывая вам о Блокаде, я пытаюсь объяснить, в чем же суть подвига города - героя Ленинграда и его жителей. В том, что в ненормальных и нечеловеческих условиях люди старались создать нормальную жизнь. Как сказал Даниил Гранин, мой любимый писатель, оборонявший Ленинград, - «люди не позволяли себе расчеловечиваться».

     Многочисленные обстрелы, бомбежки, голод, холод, потери родных и друзей не сломили ленинградцев. Снятие блокады, победа в войне и еще одно важное событие ждало Лизу в  1945 году.  Ее нашел папа (девочка была уверена, что его нет в живых). Он приехал в детский дом и растерялся в журчащей стайке детворы. Девочка первая узнала его и обняла. После стольких потерь…папа…живой…

    Папа забрал дочку в Алма-Ату, и в 11 лет она стала хозяйкой дома. В этом городе она окончила  школу, а учиться своей любимой химии поехала в Ленинград.  Студентка Лиза была веселая и активная, стрела из винтовки в десятку, танцевала, играла в «капустниках» и ездила в стройотряды. Там она и познакомилась со своим мужем. У них была веселая студенческая свадьба и по распределению в 1960 году  семья Перепеченко приехала в поселок  имени Дзержинского.

      Елизавета Дмитриевна все время работала на химическом  заводе, она автор многих научных разработок.  Она  всегда была  в центре общественной жизни, она была членом профкома, потом депутатом городского совета. 

    У Елизаветы Дмитриевны большая дружная семья два сына, четверо внуков и одна правнучка. Недавно они с мужем  отметила Золотую свадьбу! 

    Елизавета Дмитриевна частый гость в нашей гимназии. Она всегда делиться с нами интересными историями и своим примером учит нас доброте, стойкости и целеустремленности.  Мне запомнились ее слова: «Вообще, пожалуй, мне всегда везло на встречу с хорошими  добрыми  людьми – в детстве, в школе, в институте, на работе…И, если есть во мне что-то хорошее, то это оттуда, из блокады. Я заряжалась, как аккумулятор, отдаваемой мне добротой и теплом, а теперь должна передать их другим». 

     Анастасия Мухина. 

Фотографии:
Поделись с друзьями!

Комментарии


или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.